НЕДОСТАТКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЙ КРЕДИТОРОВ | Официальный сайт администрации МО "Город Астрахань"

НЕДОСТАТКИ ПРИ ПРОВЕДЕНИИ СОБРАНИЙ КРЕДИТОРОВ

В журнале «Арбитражный управляющий» №4(71)/2014 напечатана статья Васильевой Л.А «Основные недостатки при проведении собраний кредиторов».

 Для эффективного управления имуществом должника в процессе банкротства необходимо юридически грамотно проводить предусмотренные законодательством процедуры. Одной из таких процедур является подготовка и проведение собрания кредиторов. Организацию и проведение собрания кредиторов осуществляет арбитражный управляющий. Сложно переоценить важность данного мероприятия, так как именно собрание кредиторов влияет на судьбу должника, определяя последующую процедуру банкротства, выбирает кандидатуру арбитражного управляющего или СРО, определяет порядок реализации имущества, утверждает или изменяет планы внешнего управления, формирует комитет кредиторов, решает многие другие не менее значимые вопросы в банкротстве. Собрание кредиторов одновременно является и центром власти, и площадкой для урегулирования споров между кредиторами, уполномоченным органом, должником,  трудовым коллективом.

Нормативное регулирование, устанавливающее регламент проведения и компетенцию собраний кредиторов, определяется статьями 12 - 18 Федерального закона от 26.10.2002 № 127-ФЗ "О несостоятельности (банкротстве)" (далее – Закон о банкротстве), применительно к первому собранию кредиторов добавляются статьи 72 - 74 Закона о банкротстве. Кроме того, Постановлением Правительства Российской Федерации от 06.02.2004 N 56 утверждены Общие правила подготовки, организации и проведения арбитражным управляющим собраний кредиторов и заседаний комитетов кредиторов. Во исполнение данного Постановления Приказом Министерства экономического развития и торговли Российской Федерации от 01.09.2004 N 235 разработаны и утверждены Типовые формы бюллетеней для голосования и журнала регистрации участников собрания кредиторов. Вместе с тем, при достаточном нормативном регулировании процедуры арбитражными управляющими нередко допускаются нарушения и недостатки при проведении собраний кредиторов.

Согласно п. 1 ст. 67 Закона о банкротстве временный управляющий обязан созывать и проводить первое собрание кредиторов.

В силу п. 1 ст. 12 Закона о банкротстве участником собрания кредиторов без  права голоса является, в том числе, представитель органа по контролю (надзору), который вправе выступать по вопросам повестки собрания кредиторов. Нередки случаи неуведомления о проведении собраний кредиторов органа по контролю (надзору). Непринятие арбитражными управляющими мер по извещению контролирующего органа о времени и месте проведения собрания кредиторов лишает контролирующий орган возможности выполнения полномочий, возложенных на него законом, препятствует реализации одной из мер государственного контроля в указанной сфере.

Распространены случаи несвоевременного уведомления контролирующего органа о проведении собраний, что также является нарушением Закона о банкротстве, а именно пункта 1 статьи 13, которым установлено, что надлежащим уведомлением признается направление конкурсному кредитору, в уполномоченный орган, а также иному лицу, имеющему в соответствии с настоящим Федеральным законом право на участие в собрании кредиторов, сообщения о проведении собрания кредиторов по почте не позднее, чем за четырнадцать дней до даты проведения собрания кредиторов или иным обеспечивающим получение такого сообщения способом не менее чем за пять дней до даты проведения собрания кредиторов.

Часто временными  управляющими допускаются нарушения   п. 1 ст. 72 Закона о банкротстве, согласно которой первое собрание кредиторов должно состояться не позднее, чем за десять дней до даты окончания наблюдения. Состав данного правонарушения является формальным, то есть существенная угроза охраняемым общественным отношениям заключается не в наступлении каких-либо материальных последствий правонарушения, а в пренебрежительном отношении арбитражного управляющего к формальным требованиям публичного права.

Имеют место быть случаи воспрепятствования ознакомлению с материалами собрания конкурсным кредиторам, уполномоченным органам. Данный факт нарушения прав кредиторов выражается в  непредставлении материалов согласно порядку ознакомления, а  также неуказании в уведомлении о проведении собрания кредиторов самого порядка ознакомления с материалами: места, времени, контактных телефонов. Как правило, участниками собрания кредиторов являются, юридические лица, государственные  органы, процесс формирования  позиций которых носит трудоемкий характер и требует значительных временных затрат. Поэтому, действуя добросовестно и разумно в интересах кредиторов, арбитражному управляющему следует заблаговременно раскрывать  и документально обосновывать всю информацию, которая может  иметь существенное значение для  принятия решений по повестке  дня собранием кредиторов.

Как следует из ст. 14 Закона о банкротстве дата, время и место проведения собрания кредиторов не  должны препятствовать участию  в таком собрании кредиторам или их представителям, а также иным лицам, имеющим право принимать участие в собрании кредиторов. Эта же законодательная норма предоставляет арбитражному управляющему право самостоятельно определять место проведения собрания кредиторов в  случае невозможности проведения  собрания кредиторов по месту нахождения должника или его органов управления. В указанных  случаях необходимо обоснование такой невозможности с указанием конкретных доказательств. Тем не менее, злоупотребления арбитражными управляющими предоставленным правом, когда собрания кредиторов назначаются на удаленном расстоянии от местонахождения должника и его кредиторов, имеют место.

В процедуре конкурсного производства арбитражный управляющий обязан с установленной законом или собранием кредиторов периодичностью отчитываться перед собранием кредиторов о своей деятельности, о ходе процедуры конкурсного производства должника и об использовании денежных средств должника. Зачастую арбитражными управляющими не соблюдаются установленные сроки. Более того, конкурсными управляющими непосредственно на собраниях кредиторов не предоставляются документы, подтверждающие информацию, указанную в отчетах, что является нарушением пунктов 11, 13 Общих правил подготовки отчетов (заключений) арбитражного управляющего, утвержденных Постановлением Правительства Российской Федерации от 22.05.2003 № 299.

 Согласно пункту 5 статьи 20.3 Закона о банкротстве полномочия, возложенные в соответствии с Законом о банкротстве на арбитражного управляющего в деле о банкротстве, не могут быть переданы иным лицам. В соответствии со статьей 12 Закона о банкротстве организация и проведение собрания кредиторов осуществляются арбитражным управляющим.  Тем не менее, распространенным нарушением является неявка арбитражных управляющих на созываемое ими собрание кредиторов либо передача  полномочий по проведению собрания  представителю по доверенности.

В заключение хотелось бы заметить, что арбитражным управляющим следует с должным вниманием отнестись к подготовке и проведению собрания кредиторов. Ведь при грамотном подходе к делу можно предопределить то или иное решение собрания кредиторов, используя различные организационные аспекты проведения собрания.

Необходимо учесть, что арбитражные суды предпочитают принимать решения, утвержденные собранием кредиторов. Поэтому протокол собрания кредиторов, имеющийся в деле, - это уже большая вероятность принятия арбитражным судом соответствующего решения (определения).

         Ознакомиться со статьей можно на сайте www.au-joural.ru